Иногда достаточно сложно самостоятельно отличить нормальную тревожность от повышенной тревожности.
Нормальная тревога — когда появляются страхи, но они эпизодические, способствуют их появлению конкретные ситуации, обстоятельства. А повышенная тревожность возникает постоянно и ребенка эта тревожность не покидает в течение всего дня.
Причины повышенной тревожности у ребенка: может быть спровоцирована реальными событиями в жизни ребёнка. Например, развод родителей, провал на соревнованиях, смерть любимого домашнего питомца и т.п. Риск возрастает, если негативные события совпали по времени или накатились серией.
Однако специалисты единодушны во мнении, что высокая тревожность родителей передаётся их детям. При этом речь идёт не о генетической предрасположенности (исследования близнецовых пар доказали, что наследуемость тревожных расстройств невелика), а о методах воспитания.
Например, одни родители, стремясь уберечь ребенка от любых угроз, они буквально боятся упустить его из поля зрения. При каждом чихании ребенка родители бегут в больницу и делают множество анализов ребенку на все что можно. В итоге ребенок чувствует беззащитность в этом мире и у него появляется уверенность, что он ничего не добьется. А другие родители наоборот, пытаются воспитать в ребенке то, чего они хотели бы добиться, хотят, чтобы ребенок воплотил их мечты, но у ребенка нет задатков для такого.… В итоге боится ребенок не оправдать ожидания родителей и, соответственно, потерять их любовь. И подобных примеров, как «воспитать» тревожность в ребенке может быть много.
Но как же все-таки снимать тревожность у ребенка?
- При возникновении какой-либо ситуации, в соответствии с возрастом ребенка, можно сочинить сказку, но при этом важно не говорить про смерть и ничего подобного, но если ребенок задет сам вопросы, то ответ ему стоит дать такой, как есть на самом деле.
- То, что беспокоит ребенка – он вам сам покажет на первых же минутах возникшей ситуации. Вам следует отложить все свои дела и обсудить с ребенком все его чувства, которые появились сейчас. В этот период лучше всего обнять ребенка, погладить по спинке, по рукам, по головке, так себя ребенок будет чувствовать, что он сейчас находится в безопасности.
- Не обсуждайте новости в мире в присутствии детей. Дети могут что-то не совсем правильно понять происходящее, по-своему интерпретировать.
- Привлекайте ребенка к совместным домашним делам.
- Предложите ребенку поиграть в дыхательные игры.Легко сказать — дыши медленно. Не у каждого ребенка это может получиться сразу. Поэтому можно не говорить о том, что надо дышать размеренно, а предложить игру, в процессе которой у ребенка как надо выровняется дыхание. Например, можно выдувать мыльные пузыри, подуть на вертушку, медленно задувать воображаемые свечи на кончиках пальцев, поиграть в конкурс свистунов, сделать упражнение «вдыхай через нос, выдыхай через рот». Но будьте осторожные с подобным упражнением, если вашему ребенку ничего не запрещает выполнять это, то делайте, но тщательно следите за ребенком.
- А можно предложить ребенку представить себя ветряной мельницей: немного податься вперед, вытянуть руки и махать ими; рисовать в воздухе одной рукой большой знак бесконечности (лежащую восьмерку).
- Очень помогает использование юмора, но опять же, дело в том, что все дети разные и не каждый ребенок поймет какой-то юмор, но вы лучше всего знаете своего ребенка, поэтому вам легче подобрать к нему ключик.
- Ну а когда все, что тревожит ребенка, закончится, ребенок успокоится, то поговорите с ним, обсудите что произошло, поделитесь своим жизненным опытом, если этого требует ситуация. Иногда, когда спрашиваешь у ребенка, например, насколько сложно было что-то делать, он говорит «Не знаю, мне не сложно», то предложите ему оценить это «Не знаю, мне не сложно», например по 10-ти бальной шкале, где 1 – min, 10 – max. А так же стоит спрашивать у ребенка все, даже если вам кажется, что вы спросите сейчас какую-то мелочь, порой вот эта самая мелочь и была решающим фактором возникновения тревоги у ребенка.
Мир и взаимопонимание в семье, атмосфера любви и уважения — лучшая среда для пребывания, развития и безопасности ребёнка.