Основная цель ученического самоуправления — подготовка воспитанников к участию в общественном самоуправлении, воспитание организаторов. Ученическое самоуправление обеспечивает возможность каждому воспитаннику принимать участие в организаторской деятельности. Это помогает нам сделать процесс воспитания в школе демократическим, открытым, гуманистическим.
ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ БЛОК.
Структура самоуправления в нашей школе трехуровневая.
Третий уровень | Общешкольное самоуправление.
Попечительский совет школы. |
Второй уровень | Школьное ученическое самоуправление. Ученическое собрание (конференция).
Совет учащихся. Школьные ученические комитеты. |
Первый уровень | Ученическое самоуправление в классных коллективах.
Классное собрание. Совет класса. Рабочие органы самоуправления. |
Первый уровень.
Ученическое самоуправление в классах.
Классное ученическое собрание |
Совет класса |
-
учебный сектор
-
культурный сектор
-
спортивный сектор
-
трудовой сектор
-
информационный сектор
-
сектор правопорядка
-
времекнный совет дела
Второй уровень.
Школьное ученическое самоуправление
Общее собрание учащихся (конференция) |
Совет учащихся школы (состоит из председателей классных органов самоуправления) |
Педагоги — консультанты |
-
комитет науки и образования
-
комитет культуры и досуга
-
комитет здравохранения и спорта
-
комитет труда и заботы
-
комитет информации
-
комитет правопорядка
-
временный совет дела
Третий уровень.
Общешкольное самоуправление
Орган третьего уровня — Попечительский совет школы. Он состоит из членов совета учащихся школы, педагогов и родителей.
Совет школы — это пусковой механизм организаторской работы в школе, он утверждает конкретный план работы на конкретный срок, а затем анализирует его выполнение.
СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ БЛОК
Основные Функции органов ученического самоуправления:
Общее собрание:
- рассматривает и утверждает перспективный план деятельности органов самоуправления;
- решает вопросы, связанные с участием учащихся в управлении школой;
- формирует органы самоуправления в школе;
- вырабатывает и формирует предложения ребят по совершенствованию работы;
- рассматривает и утверждает положения, памятки, инструкции, регулирует внутреннюю деятельность учащихся в коллективе;
- заслушивает отчеты и информации, оценивает результаты деятельности органов управления.
Совет учащихся:
- координирует деятельность всех органов и комитетов учащихся, планирует и организует внешкольную и внеклассную работу;
- организует самообслуживание учащихся, их дежурство, поддерживает дисциплину и порядок в школе;
- устанавливает шефство старшеклассников над малышами;
- готовит и проводит собрания и конференции учеников;
- организует выпуск школьной газеты;
- обсуждает и утверждает планы подготовки важнейших мероприятий;
- заслушивает отчеты о работе своих рабочих органов;
- решает вопросы поощрения и наказания, принимает решения ответственности учащихся в соответствии со своими полномочиями;
- принимает решения об использовании учащимися заработанных ими денег;
- организует соревнование между классами и рабочими органами самоуправления, подводит итоги;
- утверждает состав делегации школы на районные (краевые) совещания и конференции.
Рабочие органы самоуправления
Планируют и организуют деятельность учащихся по конкретному направлению, организуют и оценивают результаты соревнования учащихся в общественно полезной и досуговой деятельности.
Комитет науки и образования | Отвечает за:
|
Комитет культуры и досуга | Отвечает за подготовку и проведение:
|
Комитет здравоохранения и спорта | Отвечает за:
|
Комитет труда и заботы | Отвечает за:
|
Комитет информации | Отвечает за:
|
Комитет правопорядка | Отвечает за:
|
Классное ученическое собрание
Обсуждает все вопросы жизнедеятельности своего класса и принимает по ним соответствующие решения. Именно на собраниях больше и лучше обеспечивается каждому школьнику право участия в обсуждении и принятии решений по вопросам деятельности коллектива. Гласное т основное в работе классных собраний — это обсуждение и принятие важных решений о деятельности классного коллектива, рассмотрение и утверждение плана его работы, выборы ученического актива, заслушивание отчетов о выполнении решений класса отдельными учениками.
Для ведения собрания избирается председатель. Мы перешли к поочередному ведению собрания всеми учениками, и ребята успешно с этим справляются.
Практикуются и короткие «оперативки» (10-15 минут). Такая практика сделала классные собрания действительно важнейшей формой коллективного самоуправления.
Классный ученический совет.
Каждый рабочий орган самоуправления выбирает из своего состава председателя и заместителя. Из председателей и составляется совет класса. Каждый из членов совета по очереди исполняет роль председателя совета (1,5-2 месяца). Функции:
- анализ;
- контроль;
- регулирование;
- оценка и самооценка.
Временный совет дела:
- организует подготовку и проведение коллективных творческих дел;
- анализирует эффективность проведения КТД;
- осуществляет связь с классными советами дела.
НОРМАТИВНО-ПРАВОВОЙ БЛОК
Основные документы, регулирующие функционирование ученического самоуправления в нашей школе:
1. Устав школы.
2. Конституция учащихся.
3. Правила для учащихся.
4. Положение о совете учащихся.
В основу этих документов положены нравственные ценности, определенные самими коллективам и направленные на уважение личности воспитанников, их самостоятельности, взглядов и суждений, достоинства и чести.